Публикации
Журнал «Пространство жизни», апрель-май 2007г.

Размышление о вселенной Владимира Распутина

Все парит в произведениях художника Владими­ра Распутина. В них с трудом можно найти что-то прочно стоящее и неподвижное: формы находятся скорее в некоем неустойчивом равновесии. Твер­до они стоят лишь тогда, когда художник устрем­ляет их в вверх или приподнимает над землей. Однако, несмотря на эту неустойчивость, в его формах и образах чувствуется огромная сила.

Названия его картин «говорящи». Они говорят о животных, цветах, северной ночи, сказках-пейзажах, женщинах-птицах и встречах, встречах человека с окружающим его видимым и невидимым миром. Художник объединяет все элементы в союз настолько тесный, что порой целостная композиция кажется сновидением: все как будто нереаль­но, но в то же время, гуляя по улицам наяву, эти образы можно увидеть и узнать. Показывает нам Распутин и широту горизонтов: этот простор, эту русскую необъят­ность, эту бескрайнюю землю, которую можно охватить только через ощущение высо­ты, увидеть только сверху.

Было бы ошибкой применить термин «метафизика» к творчеству Распутина. Здесь идет речь о гиперфизике, о пребывании над реальностью - чтобы объять ее одним взглядом. Это зрение должно обладать ключом к понятию реальности, должно быть способным охватить ее сложность и целостность, что требует долгой практики. В произведениях Распутина есть основные элементы: рыба, которую можно найти вез­де (образ, думаю, очень им любимый), птица и полет... Все возможно в живописном мире художника! Возможно все, но только то, что есть в природе... Неотъемлемой частью творчества Владимира Распутина является геометрия. По большей части геометрия представлена образом «дома». Трудно сказать, идет ли речь об обычном доме или об общечеловеческом (или о том и другом вместе). Однако не надо понимать геометрию как простую математику фигур! Ее нужно рассматривать как способ измерения земли, природы. В этой геометрии, в этом метре, в этом пространс­тве Распутин располагает свои фигуры в крайне неустойчивом положении, потому что взгляд можно передвинуть, можно прервать в любой момент или смотреть до беско­нечности. Очевидно то, что Распутин не бросает свои фигуры на картину: он их словно извлекает из холста, они появляются постепенно... Основополагающее значение име­ет земля, но служит она лишь для того, чтобы поддерживать некую несущую основу, которая, коротко говоря, является основой души Владимира, устремляющейся вверх и летящей.

Колорит картин Распутина сначала может показаться радостным (за счет использо­вания ярких цветов), однако при более подробном рассмотрении в нем можно найти грусть. Впрочем, грусть эта весьма философична. Художник как бы говорит нам: «Я передаю вам мою сложность жизни. Но вот вам и моя огромная любовь к природе, к человеку, к искусству». Живопись Распутина - единство в своем высшем разъедине­нии. Все может случиться в мире Распутина, для всего находится место, кроме иронии и чувства отрыва от Вселенной.

 
Газета «Свидетель»

Человек-легенда

Его называют легендой худграфа новосибирского педуниверситета. Он член Союза художников и дизайнеров России. Выставка его картин «Росчерки Ра» сейчас проходит в бердском клубе «Прогресс» по адресу: ул. Лунная, 11.

Не важно, чем человек в жизни занимается, главное, чтобы свое дело он делал не просто хорошо, а лучше всех, - считает ново­сибирский художник Владимир РАСПУТИН.

Школа жизни

- Я родом из Забайкалья. В род­ной читинской школе учился, от­кровенно говоря, неважно: с уроков сбегал, домашние задания списывал на перемене. Весь год хватал двой­ки и тройки, а на экзаменах мне уди­вительным образом везло - сдавал их на четверки. Учителя про меня говорили: «Умная голова дураку досталась». Но я готов простить школе абсолютно все хотя бы за то, что она дала мне главное - много хорошего общения, и не препятство­вала моему желанию рисовать. Воз­можно, поэтому живопись и стала делом моей жизни. С высоты про­житых сорока лет хорошо видно, что главное свое дело школа делает - предоставляет детям возможность самоопределиться. Смотрю я на своих одноклассников: один стал крупным предпринимателем, вто­рой - классным хирургом и заведу­ющим хирургическим отделением, одноклассница работает в Новоси­бирске заведующей аптекой, Димка РЕВЯКИН - лидер группы «Калинов мост», а я вот художник... Каждый живет, как хочет. Разве не это в жизни главное?

Мои университеты

- Моими жизненными университетами стали строительный институт в Чите, работа на машиностроительном заводе, срочная служба в ракетных войсках и только потом художественно-графический факультет Новосибирского пединститута. Строительный я бросил после первой же сессии, понял - это не мое. На заводе продержался месяц, закручивая гайки «на сорок» на огромных «БЕЛАЗах» и чувствуя себя «колесиком» или «винтиком». Скверно, одним словом. В армии первый год служил, как все, а потом стал писарем у начальника штаба. И начштаба вздохнул спокойно: «Своим делом занимаешься», и мне хорошо: делаю, что нравится. А уж на худграфе я точно попал в свою стихию!

Герои нашего времени

- Не знаю, какие легенды обо мне рассказывают нынешним студен­там худграфа, мне кажется, я был «классическим» студентом: ночей не спал, с друзьями выпивал, меч­тал, влюблялся, постоянно рисо­вал... Диплом за три дня написал! Мне кажется, легенды рассказыва­ют о тех людях, которые не похо­жи на других, которые не затеря­ются в толпе, о которых есть что вспомнить и что рассказать. Моло­дость, и тем более студенчество (это аксиома) - такое время, когда на все хватает сил, но катастрофи­чески не хватает 24-х часов в сут­ки. Поэтому чем меньше спишь в юности, тем большую «отдачу» получаешь во взрослой жизни. Юность, проснись!

Поколение дворников и сторожей

- Это не проблема времени и места, это проблема людей, которые по сути своей ленивы. Человек, который не может себя реализовать, не вправе ру­гать обстоятельства, он должен винить прежде всего самого себя, потому что ничего не делает для того, чтобы само­реализоваться. Для художника, как и для любого человека вообще, главное - найти свою тему в жизни. Если чело­век жалуется, что ему плохо живется, он просто не там ищет и не то делает, ведь первый маляр лучше второго ху­дожника... Как только человек находит свою тему, его жизнь сразу налажива­ется. Бывают такие люди, которые хоть и стараются, но все равно остаются на второстепенных ролях. Да, они могут дождаться своего «счастливого слу­чая»: лучший уйдет и они по остаточ­ному принципу останутся лучшими в своем кругу. Но стоит ли ждать, теряя время и прожигая жизнь? Не лучше ли стать действительно лучшим в действи­тельно своем деле, чтобы о тебе гово­рили: талант от Бога. И еще я считаю, что не нужно кормить людей «сырым продуктом». Сначала «набей руку», стань профессионалом, а уж потом «угощай» плодами своего труда окру­жающих.

Живописцы, окуните ваши кисти

- Живопись маслом учит тому, что огрехи, допущенные художником во время написания картины, можно бу­дет исправить наложением «правиль­ных» мазков и исправлением допу­щенных ошибок. Живопись учит тер­пению, потому что картины иногда пишутся годами. Если картина «не идет», нужно оставить ее, чтобы вер­нуться к ней тогда, когда будет нуж­ное состояние, нужный настрой. Так

и в жизни: что-то не получается - отой­ди и посмотри со стороны, почему дело не идет. А когда понял, вернись и ис­правь. Только сделай все сам, потому что только ты виноват в тех ошибках, которые допустил в своей жизни.

Мы в ответе за тех, кого родили

- Был у меня опыт работы в школе, где я преподавал рисование. Там даже по первоклашкам очень хорошо вид­но, кто кем будет: эта девочка будет от­личницей, этот мальчик - двоечником и хулиганом. Знаете, что странно: по человеку, который употребляет много алкоголя, сразу видно, в чем его про­блема. Но и по ребенку пьяницы тоже видно, что алкоголь находится в непос­редственной близости от него. Самая большая опасность, на мой взгляд, зак­лючается в том, что ребенок «считы­вает», «списывает», «срисовывает», «копирует» программу жизни своих ро­дителей. Родители ответственны не только за свою судьбу, но и за судьбы своих детей.

У природы нет плохой погоды

- У меня нет любимого времени года, любимого времени суток. Я люблю се­кунды, минуты, часы, дни, сутки, неде­ли, месяцы, годы, из которых склады­вается жизнь. Когда поймаешь это ощущение, что прошлый миг к тебе больше никогда не вернется, жить ста­новится лучше, мир становится добрее и мягче, светлее и терпимее. Плохое настроение? Плохая погода? Спасает только работа. Сначала через силу, пе­реступая через себя. Потом входишь во вкус, и появляется азарт и желание жить и творить. Мы приходим в этот мир не просто для того, чтобы рабо­тать, а чтобы работать и расти над са­мим собой.

Разговор начистоту

- Владимир, ни одна нормальная женщина не пойдет за­муж за художника, поэта, музыканта... Творчество, чаще всего, не профессия, а любовью сыт не будешь. Как вы жену замуж заманили?

- Римма - нормальная женщина, просто она... тоже ху­дожник. Мы вместе на худграфе учились. Там и познако­мились. Она, кстати, тоже Овен, как и я. Вот и «бодаем­ся» дружно с жизнью и бытовыми проблемами. А наш сын немножко не дотянул до того, чтобы родиться под знаком своих родителей: Рыбка он у нас. Спокойный маль­чишка получился.

- У вас есть «семейный рецепт», как «без потерь» пере­жить временные кризисы? Говорят, что творческие люди острее и ярче переживают проблемы...

- Так только говорят. Все люди не любят неприятности, все переживают их остро. «Рецепт» на все случаи жизни один: работать нужно каждый день и, в том числе, над собой. Мой личный «рецепт» еще проще: я, как воздух, -сколько мне места дадут, столько и займу. И Римма сна­чала была домохозяйкой, что ей нравилось, а потом вы­нуждена была пойти работать... менеджером по рекламе. Мне кажется, что работать вообще никому не нравится, но те люди, которые в состоянии пересилить свою лень, добиваются на профессиональном поприще успехов.

- О мастерских художников ходят легенды. Говорят, что здесь очень часто собираются больше двух...

- Это мнение не распространяется на мою мастерскую. Во-первых, она «молодая», я здесь всего год работаю. Во-вторых, я считаю, что мастерская нужна для работы, а если ее использовать «для общения», в ней начнут проис­ходить сплошные безобразия, которые помешают рабо­те. Поэтому каждый художник сам определяется, чего он хочет, сомнительно пообщаться или поработать. В прин­ципе, это касается любого рабочего места: там, где начи­нается пустая болтовня, заканчивается работа. Я считаю, человек должен оставаться со своей работой один на один.

- О квартирах художников говорят, что они лишены по­рядка, потому что их хозяева витают в мире своих фанта­зий.

- Кхм... Жена мне иногда говорит, чтобы я выбросил ка­кую-нибудь «ненужную», на ее взгляд, вещицу, а мне... жал­ко, потому что за каждой вещью стоит какая-то интересная история, какие-то приятные воспоминания. В крайнем слу­чае, я просто унесу эту вещь, которая дома «мозолит» глаза, в мастерскую, где она никому не помешает. Вот, например, висит в моей мастерской старая тарелка от ударной уста­новки группы «Калинов мост». Не нужна она никому, сло­манная, но мне она дорога как память о том времени, когда я плотно сотрудничал с группой «Калинов мост»: оформ­лял обложку нового альбома, иллюстрировал две книги сти­хов Дмитрия Ревякина «Гнев совы» и «Кольца алые». Я ду­маю, у каждого человека есть вещи, которые напоминают ему о хорошем «вчера» и помогают переживать не самое удачное «сегодня», чтобы можно было шагнуть в свой счас­тливый завтрашний день. А некоторые вещи вообще имеют свойство переходить в разряд раритетных, когда их можно будет показать своим детям и внукам, чтобы они больше знали о своих корнях. Наше поколение иногда называют «потерянным», но я считаю, что по-настоящему потерян­ным стало поколение наших родителей, которые не расска­зали своим детям о прадедах, потому что сами ничего о них не знают. Потерянность возникает тогда, когда прерывает­ся связь поколений. Меня, например, часто спрашивают о происхождении фамилии и возможном родстве с «тем са­мым» Распутиным. А я... не знаю. Я спрашивал. Но никто ничего мне не смог рассказать.

- Владимир, если художник не может заработать живо­писью на безбедную жизнь, куда ему податься?

- Я не считаю деньги мерилом таланта. Конечно, иног­да бывает нужно отойти от творчества, чтобы заработать на квартиру, на машину, на бытовую технику, на какие-то необходимые мелочи жизни. Но к делу своей жизни нужно относиться так: я ухожу в другое дело, чтобы вер­нуться к «своему» потом, когда материальные проблемы будут решены. Кроме того, я считаю, что слепое стремле­ние к обогащению ведет к разрушению личности. У лю­бой медали есть обратная сторона.

- А если представить мир, в котором все живут в одина­ково хороших условиях?..

- Даже теоретически, это... грустно. Не на кого огляды­ваться, не с кем и не с чем сравнивать и... не к чему стремить­ся. Я думаю, более справедливо, если каждый занимает в своей жизни то место, которое заслужил своим трудом.

Людмила КОВЕНКО Фото Александры ВЕТРОВОЙ

 
Журнал «Стиль» №2, 2009г.

Владимир Распутин: Модерн, Импрессионизм и Ветер Забайкалья

В нашем заснеженном мегаполисе,  где дома с каждым годом становятся все выше, а пробки все длинней, есть еще место сказке. Сказке, которую создает не маг и волшебник, а обычный человек – Владимир Распутин, сибиряк, горячо любящий Родину, семью и свое дело. А что же он делает? Он – художник, рисующий яркий мир, сродни языческим мифам и легендам, сказкам Пушкина, балладам Жуковского и лирике Фета. Недаром именно он является официальным оформителем большинства альбомов группы «Калинов Мост». Ведь его картины дарят радость даже в самый серый день, потому что они – идеальный мир, мечта детства.

Стиль: Часто ли Вы задумываетесь над целью своего творчества? Что Вы хотите донести до людей своими работами?

В.Р.: Не нужно задумываться над тем, зачем ты делаешь то или иное, цель в любом случае есть, если у тебя есть сильное стремление чем-то заниматься. Ты же не задумываешься, как дышишь, так же и в творчестве - важно просто делать, просто жить, и если этим ты приносишь кому-то радость, это еще одно подтверждение тому, что ты все делаешь правильно.

Стиль: Как бы Вы могли охарактеризовать свой стиль?

В.Р.: Непростой вопрос… Наверное так: сибирский модерн, импрессионизм и ветер Забайкалья. Стиль каждого художника соединяет в себе множество влияний и течений. Кроме внешних факторов на его стиль  влияет сама личность художника и это понятно. Не даром говорят, что и писатели, и художники всю жизнь пишут себя, пропуская через свой внутренний мир, мир внешний. Не менее важна и физиология художника, его рост, вес, пропорции, исходя из этих параметров, художник неосознанно выбирает ту или иную технику рисования. Важны привычки, интересы, опыт – из этого составляется тематическая область творчества. От характера очень зависит колористика картин. В принципе, не нужно даже к психологам ходить – просто взгляните на то, что человек рисует и этим многое будет сказано.

Стиль: Как Вы считаете, что самое главное в художнике, как человеке творческом? И какое место в его творчестве занимает такое явление как вдохновение?

В.Р.: Уже много лет у меня нет дня, когда я бы чего-то не нарисовал или хотя бы просто не поработал в мастерской. Бывает такое ощущение, что если я не буду рисовать хотя бы день, то я чего-то не дополучу, не узнаю, не пойму.  Главное в художнике – творческий потенциал, а потенциал появляется от желания, от очень сильного желания рисовать, творить. В этом смысле художник ничем не отличается от музыканта или любого другого творческого человека, только средством выражения себя.

Вдохновение как явление можно понимать по-разному. Для одного – это кратковременная вспышка, подталкивающая к действию. А для меня… Когда художественное искусство для тебя работа, твоя обычная жизнь, то вдохновения в вышесказанном смысле практически не появляется, есть любовь к своей работе, интерес. Поэтому я считаю, что вдохновение у меня произошло когда-то очень давно в детстве, и оно было таким сильным, что я до сих пор под его влиянием и оно всегда со мной.  Кроме этого, чтобы толкнуть целый локомотив одного вдохновения мало, нужно нечто большее – паровоз, топливо, железная дорога. Другими словами, человека, который рисует лишь от вдохновения вряд ли можно назвать художником. Для художника очень важны знания, базовое образование, вкус, наработка опыта, познание разнообразных техник, средств и отсюда уже появляется творчество, оно выходит из мастерства. Талант и работа – всегда должны присутствовать в жизни художника, а вдохновение – явление, которое невозможно проконтролировать и от которого творчество не должно зависеть.

Очень важно поймать свою тему, ту, которая трогает тебя за живое, вызывает переживания, размышления. Кстати, такая тема сродни вдохновению, потому что для тебя она неисчерпаема, интересна и всегда актуальна. Причем эта тема не должна быть обязательно какой-то конкретной, она может разветвляться, изменяться, но самое важное то, что ты ее чувствуешь и можешь передать так, как умеешь. Что же касается меня, то я больше тяготею к технической стороне вопроса – для меня это и есть тема творчества. Для меня важна форма, техника подачи, хотя окружающим людям больше интересно содержание моих картин. Вообще я считаю, что самое главное – это техника. Возьмем, например, серьезную глубокую тему – мать с ребенком на руках. Восприятие такой картины будет зависеть от того, как ты это подашь, такая картина может вызвать умиление, восторг, грусть, даже боль, а может и отвращение. А в чем же дело? А дело в том, что подача, техника выражения темы может быть совершенно разной.

Стиль: Если говорить о содержании Ваших картин, почему Вас захватывают именно такие, назовем их языческими, образы?

В.Р.: Тема этники, язычества, наверное, из детства. Все мы родом из детства и всю жизнь в себе раскрываем то, что в нас вложили  еще тогда. Первые яркие впечатления от сказок, былин, легенд, тогда я, наверное, и получил этот заряд, который задал мне вектор развития, сферу поисков себя. Потом уже в студенчестве мы увлекались язычеством. Именно тогда мы были очень близки идеологически с Дмитрием Ревякиным. К сожалению, сейчас в этой области мы с ним немного расходимся. Мы живем в разных городах, у нас разное окружение, общение, поэтому эти разногласия совершенно естественны. Главное, чтобы дружба жила и всегда была радость встречи.

У каждого человека своя философия жизни. Я, например, знаю, что все оттенки красок имеют право на существование, какими бы они ни были, а для кого-то в жизни есть только белое и черное, а все остальное лишь вспомогательные цвета -  и это тоже подход к жизни, кому-то проще жить так. Важно лишь не навязывать никому своего мировосприятия.

Стиль: Как Вы считаете, почему общепризнанных женщин-художниц глобально меньше, чем мужчин-художников?

В.Р.: Как мне кажется, у женщины несравнимо лучше мужчин получаются декоративные изделия, те, что нужно делать руками, пальцами, потому что она ближе к земле, к материальному миру, ей интересней практически применимые красивые вещи. Они не менее ценны, изящны и в них вложено не меньше труда, чем в картины, но это просто разные вещи. Художественное же дело больше ассоциируется с небом, с полетом, с излитием души, переживаний на холст – это уже мужское начало. Хотя история знает прекрасных художниц, ни в чем не уступающих мужчинам ни в технике, ни во вкусе. Просто в большинстве своем женщины и мужчины разные, мы созданы по-разному и для разного, этим все объясняется. Не нужно переживать по поводу малого количества признанных женщин-художниц. Мужчина без женщины не сможет ничего создать. Ее участие бесценно с другой стороны творческого процесса, где она - вдохновительница, муза, которой посвящаются песни, картины и, по сути, творчество мужчины – это вечное выражение любви к женщине. И, по-моему, это прекрасно!

Стиль: Как Вы понимаете такую фразу, когда Вам ее говорят: «Мне очень нравятся ваши работы»?

В.Р.: Это слышать для меня, безусловно, очень приятно. Думаю, для начала важно осознание такого чувства, которое облекается в форму - «мне нравится». Ведь эта фраза значит очень много, и это касается даже не картин. Вообще, когда человеку что-то нравится, это значит, что в нем это тоже есть, такое чувство сродни узнаванию себя в чем-то или в ком-то, как смотришь на собственного ребенка и узнаешь в нем себя. Поэтому часто по тому, что людям нравится мы судим о их характере, личности, способностях. Именно по этой причине люди собираются по интересам - в них есть нечто общее, что их объединяет. Очень интересно анализировать свои чувства. Мы редко задаемся вопросом, почему мне нравится именно это, и иногда, если все-таки попробовать разобраться в этом вопросе, можно открыть в себе нечто новое.   Но, с другой стороны все оказывается не так просто. Если, например, говорить  о картинах, то художник мог совсем и не вкладывать в картину то, что мы в ней видим… Часто мы видим самих себя, другими словами видим то, что хотим увидеть. Вопросы восприятия людьми искусства и друг друга очень связаны.

Анна Епифанцева